На главную
 
 



«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ МАЯКОМ»

Первая книга о Праведнике раввине-гаоне Ицхаке Иосефе ЗИЛЬБЕРЕ (зацал!)

Книгу на иврите в невероятно короткий срок написал рав-гаон Йоэль ШВАРЦ, проработавший с р. Ицхаком 26 лет, начиная с иешивы «Двар Иерушалаим» и сумевший раскрыть суть По-сланничества Рава И.Зильбера в нашем мире...

Книга иллюстрирована 33 фотографиями, 16 из которых цветные.
Ученики и знакомые с Равом могут узнать на них и себя...

Книгу можно приобрести:
в Иерусалиме в магазине «Сригей Шварц» на Геуле
Тел.:02-6247121 или по тел.: 02-5861265, 052-864003




ПЕРЕВОД КНИГИ РАВА Й.ШВАРЦА
"ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ МАЯКОМ"

Рав-гаон Йоэль Щварц написал книгу в память о незабвенном Раве Ицхаке Иосефе Зильбере (зацал!) вскоре после кончины, ухода Праведника от нас.
Пока в течение трех лет это единственная книга о Раве.

В статье "НАШИ УЧИТЕЛЯ" я писал о трех своих учителях.
Двое ушли, остался рав Шварц (шалита) - до 120!.
Заглавие книги "ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ МАЯКОМ" очень точное и символичное на-столько, что я хотел бы взять это в название моей книги.

Рав Ицхак проработал с равом Шварцем долгие годы в иешиве "Двар Иерушалаим" (Слово Иерусалима).
Именно рав Зильбер послал меня учиться на уроки рава Шварца, и не только меня из своих учеников. А Рав сотню раз взвешивал любое слово, тем более, действие перед совершением его.
Помню, что, когда у Рава возникали галахические вопросы, то он обращался именно к р. Шварцу, хотя в иешиве были крупные величины Торы, написавшие ценные книги.
Когда-то в начале нашего пути к Знанию мы были связаны с движением ХАБАД, где принято в Песах не есть "маца шруя", т.е. такую мацу, которая оказалась замоченной. В любом деле мож-но "перевыполнить план", и хабадники в период праздника ели мацу над торбами (пластиковы-ми мешочками).
Когда я стал учиться и понял, что у литовских евреев (а мой отец родом из Двинска) другой обычай есть мацу за столом нормальным образом, то обратился с просьбой к раву Ицхаку.
Рав собрал (Бейт дин) еще двух талмидей хахамим: рава А.Немировского и рава И.Шварца и сняли с меня обет.

Помню эпизод, когда раву Зильберу и раву Шварцу вручали приз от американской религиозной организации. Пришлось в зале ждать немало времени.
Рав Шварц, по своему обычаю, забыв все на свете, на коленях писал очередную книгу, а рав Зильбер, как обычно, давал урок нам с Э. Брио среди рядов кресел актового зала…
Потом я с огромным наслаждением наблюдал как оба раввина, сидя с края помоста для прези-диума, вели тихую беседу на тему их неиссякаемой любви – Святой Торы. Церемония, оживле-ние, интересная публика для них не существовали…
Мне так повезло с учителями!..

Переводил книгу на русский язык р. ИЦХАК ГОЛЬДЕНБЕРГ преподаватель с "искрой Б-жьей".
Он долгие годы там был учителем, кем и остался и в Израиле…
Когда-то рав И.Шварц в субботу у нас дома дал урок, когда он ночевал у своего сына. Было полно людей. И тогда он сказал: "А почему бы не организовать урок на русском языке?.."
С этим вопросом я обратился к раву Ицхаку, который и благословил нас. Благословение пра-ведника. Урок на русском языке продолжается по субботам у нас дома более 10 лет. Первым учителем был р. Ицхак Гольденберг.
И. Гольденберг перевел на русский язык и книгу рава Шварца о знаменитом террори-стическом акте в Америке, когда были разрушены два небоскреба "Близнецы". Свое имя, как переводчика, он обычно не ставит в издании.
Работа над переводом книги "Человек, который был маяком" была продолжительной и нелегкой. В принципе это первое на русском языке о Раве.

Именно этот перевод и послужил мне стимулом для начала работы над книгой.





" ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ МАЯКОМ…"



Рав Йоэль Шварц

ПУТИ ОЦЕНКИ СИЯЮЩЕГО ОБЛИКА
ГАОНА И ЦАДИКА РАВА ИЦХАКА ЙОСЕФА ЗИЛЬБЕРА,
НА ЧЕЙ СВЕТ ШЛИ МНОГИЕ ЕВРЕИ РОССИИ И ДРУГИЕ.


ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА

Отец мой, отец мой (учитель мой)! Колесница Исраэля и всадники его (мощь Исраэля) /Мелахим 2, 2:12/.
Вопль пророка Элиши, когда от него был взят на небо его рав Элиягу.
Больно мне за тебя, брат мой… Ты был мне великой отрадой, твоя любовь ко мне была бесподобной /Шмуэль 2, 1:26/.
Стенание Давида, мелеха Исраэля, по дорогому его сердцу Йонатану бен Шаулю.

Это попытка дать оценку личности гаона и цадика, рава Ицхака Зильбера, который был маяком, лучом света для тысяч и тысяч евреев, главным образом – выходцев из России, как для поднявшихся в Страну, так и для тех, кто осел в разных галутах. Таким он был – образцом для всех окружающих его и для слышавших о нём. Делом его жизни было укрепление духа и души его учеников и слушателей, распространение Торы везде, где только мог, привлечение далёких от еврейства и непрестанная, безотказная и бескорыстная помощь многим в их укоренении в Стране, в решении их материальных и духовных трудностей.
Не о биографии рава Ицхака пойдёт здесь речь, а о том, каким он был цадиком и великим, большого сердца человеком, полным сострадания к каждому, боль которого воспринимал, как свою, выдающимся воспитателем, обладающим разносторонними недюжинными способностя-ми, проницательным, использующим свой богатейший жизненный опыт для мудрого разреше-ния тяжёлых и запутанных проблем – тем, кто нуждался в его совете и наставлении.
Тяжело писать о человеке – необходимо хорошо знать подробности его жизни. Однако много тяжелее писать о цадиках, потому что они утаивают свои добрые дела. В написанном Шломо ѓа-мелехом /Мишле (Притчи) 10:25/:Цадик — фундамент мира, – можно определить два значе-ния: 1. Как всё строение опирается на фундамент здания, так весь мир существует в заслугу ца-дика. 2. Хотя всё стоит, держится на фундаменте, сам он не виден – он укрыт в глубине земли, да и само здание скрывает его. Таким был и рав Ицхак, которого наши великие в Торе почитали одним из "ламедвавников" из 36 цадиков, имеющихся в каждом поколении, на которых стоит мир. Народное предание гласит, что эти цадики – скрыты, однако, как разъяснил гаон раби Шломо Залман Ойербах, это не означает, что они неизвестны, просто их добрые деяния сокры-ты от глаз других. Так и рав Ицхак вёл себя просто и совсем не обращал внимания на почёт и уважение, оказываемые ему, поэтому многие, даже из его близкого окружения, были поражены его способностью скрывать от них его величие, а после его смерти даже сожалели о том, что не вели себя по отношению к нему соответственно величию этого человека.
Ещё об одной трудности при описании жизни цадиков сказано в Санѓедрине /52,б/: С чем в гла-зах простонародья сравним талмид хахам?
Вначале (пока не познакомились близко) сравнивают с золотым сосудом (на основании слухов о нём). Приближаясь к нему и поговорив с ним, простой люд оценивает его, как серебряный со-суд. Когда же талмид хахам получает выгоду от него, то сравнивают его с глиняным сосудом, который уже не починишь, если разобьётся. Значит, чтобы оценить талмид хахама, пишущий о нём должен быть на аналогичном уровне, ибо лишь тогда он сможет верно понять и оценить его. Чтобы дать оценку такой феноменальной личности, как рав Ицхак Зильбер, надо обладать подобными высокими качествами, поэтому предлагаемая статья – только лишь очерк направ-лений для понимания облика рава Ицхака, чтобы учиться на его примере.
Как было сказано, здесь не излагается биография рава Ицхака, то и не приведены многие рас-сказы о нём и о его великих деяниях, хотя его ученики снова и снова повествуют о его порази-тельных делах. Глава йешивы "Мир", рав Хаим Шмулевич говорил: Определяя значимость че-ловека по его действиям, можно столкнуться с опасностью умаления его личностности, ибо при этом как бы расщепляют, расчленяют целостность человека, но пытаются достичь её при по-мощи рассказов о фактах его жизни и деятельности. Сказано в Торе /Б’решит 13:14/: И Творец сказал Аврааму: …Пожалуйста, подними твои глаза и погляди с этого места, на котором ты на-ходишься, — на север, на юг, на восток и на запад. Святой автор книги Ор а-хаим, поясняя вы-деленные слова, пишет: "Произошло поразительное чудо, ибо оглядел всю Страну единым взглядом, не поворачивая головы со стороны в сторону". Зачем потребовалось это чудо? Глава йешивы "Хеврон", гаон рав Симха Зисл объяснил: Есть сущностное различие между вúдением частичным, неполным, как следствие того, что человек глядит то в одну, то в другую сторону, ибо, хотя и видит всё, всё же видит по частям. Не так было с Авраамом, уви-девшим Страну единым взглядом – в цельности и полноте.
Другой пример, иллюстрирующий указанный принцип, – алмаз. Большой алмаз – более редко-стный, потому цена его неизмеримо выше, чем крошечных алмазов, хотя они могут быть коли-чественно намного большими, чем отдельный большой алмаз. Потому расколовший большой алмаз и сделавший каждый осколок отдельным алмазом, – много потеряет в его цене. Крупин-ки, даже многочисленные, не схожи с цельным и даже соединённые не могут иметь его ценно-сти. Величие рава Ицхака Зильбера познаваемо в цельности его личности.
Да будет воля нашего Небесного Отца удостоить меня написать правду чётко и ясно и, не приведи Б-г, хоть в чём-то ошибиться.


ВВЕДЕНИЕ

Три темы во "Введении"предназначены для того, чтобы раскрыть исключительную ценность и необыкновенное значение дел и поступков цадика раби Ицхака Зильбера.
1. Оплакивание – выражение боли, выражающей чувства оставшихся об этом покинувшем их цадике, об этой тяжкой потере.
2. Сохранение памяти о цадике, ибо наступит время, когда начнут привыкать к тому, что цади-ка нет с нами, а время делает своё, и боль уходит из сердца
3. Извлечение уроков из деятельности цадика, чтобы продолжать учиться у него, ибо выполне-ние им мицвот и всё его поведение научают больше, чем теоретические поучения без наглядно-го примера (то, что называется алаха ле-маасе).
1.Оплакивание.
Оплакивание умершего – дело чрезвычайной важности: Велика мицва как следует оплакать умершего – написано в Шулхан арух. Эту мицву надо выполнять потому что:
1) необходимо почтить умершего – на небесах, очевидно, как-то относятся к тому, что говорят люди об умершем;
2) побудить других поступать, как оплакиваемый, ибо горя о покинувшем нас недостаточно – надо так же восполнить утрату. Осознав величие умершего и вызванный его смертью урон в мире, люди воспрянут и пожелают восполнить этот урон.
Рав Йонатан Эйбшиц /Йеарот дваш т. 2/ написал: Как важно для еврея прилепиться к Торе и сделать тшуву, когда умирает цадик, талмид хахам! Как много хорошего он может положить на сердце под влиянием смерти цадика, ибо скажет себе: тот умер, а я устрою так, что буду вду-мываться в Тору - и заполню его место…
Я буду, как он, скрупулёзен в выполнении мицвот, Б-гобоязненным, избегающим греха и зла, - как он.

2. Основание, установление памяти о цадике

Память цадика — благословенна /Мишле (Притчи) 10:7/

Чтобы рассказывали грядущим поколениям /Тегилим 48:14/

Не ставят памятников цадикам: память о них — их дела
/Йерушалаимский Талмуд, Шкалим/
После оплакивания привыкают к тому, что цадика уже нет с нами и надо продолжать жизнь – без него, ибо Святой, благословен Он, упорядочил жизнь так, что по Его велению умерший предаётся забвению сердца живущих. Потому что мир должен продолжать своё существование, а люди утешатся и будут выполнять свой долг, каждый по его силам. Однако, вспоминая о ве-ликом умершем, чувствуем сожаление о потере – ведь нет подобного ему. Но жизнь продолжа-ется без него. И тогда-то наступает пора создать, основать, установить память о цадике, чтобы он не был забыт. Одни устанавливают памятные доски, другие – устанавливают шикарные па-мятники, третьи присваивают имена покойных улицам или предприятиям. Но цадикам не уста-навливают ни каменных памятников, ни монументов, ибо память о них не покидает уста их учеников и других людей.
Ученики раби Ицхака всё время помнят и вспоминают, что он говорил и что делал в том или ином случае, а сталкиваясь с чем-то новым, они стараются помыслить – как бы он поступил в данном случае. Так что память о нём не покидает уст его учеников. Но вырастают новые поко-ления, и им надо знать, почему мы любим и ценим рава Ицхака, и чтобы осуществлялось ска-занное: Память цадика — благословенна.
Эта память важна и нужна по двум причинам: а/ как чувство признательности и благодарности к Святому, благословен Он, и к цадику; и б/ чтобы цадик был образцом и примером – на сколь-ко человек может достичь уровня его личности и деятельности.
В сохранении памяти о цадике проявляется наша благодарность Творцу за то, что Он "внедрил" цадика в его поколение, как сказано /Йома 38:б/: Святой, благословен Он, увидел, что мало-численны цадики, взял и "насадил" их в каждом поколении. Рав Ицхак был одной их тех дра-гоценнейших единиц, что выстояли в испытаниях против советского режима, и не сдался, как большинство, которому искоренение религии вколочено железным кулаком, – и подчинились горестной судьбе, ибо страх смерти, тюрьмы, лагеря или изгнания в Сибирь бросал в дрожь ка-ждого хранящего Тору в душе. Но были цадики, самоотверженно хранившие Тору и мицвот – и рабаним и рядовые евреи. Одним из них и был рав Ицхак. Из своей нищенской советской зар-платы он отдавал большую часть "начальству", чтобы "закрывало глаза" на его неявку на рабо-ту по субботам. Он подвергал себя и семью страшной опасности, втайне выпекая мацу и разда-вая её евреям. Он отдавал своих детей а разные школы и переводил из одной шко-лы в другую, чтобы не учуяли, что они соблюдают шабат.
Взяв на себя "вину" (по советским понятиям) одного старого еврея, рав Ицхак был брошен в лагерь в Зауралье, за 20 км. от Казани. Жена приезжала к нему раз в неделю и привозила не-много риса, чтобы рав Ицхак мог соблюдать кашрут, не потребляя тюремную пищу, хотя он знал, что пикуах нефеш аннулирует выполнение этого закона Торы. Но он решил проверить себя – ослабеет ли, выдержит ли. И выстоял в этом испытании всё время заключения.
Как-то перед Пуримом рав Ицхак рассказывал заключённым евреям о чуде спасения от "окон-чательного решения еврейского вопроса" в древности, о том, что нельзя терять надежды и в эти времена, ибо не исчезли хасиды Всевышнего, и Он спасёт еврейский народ. Один из слушате-лей заспорил против этой высказанной равом Ицхаком надежды и напомнил ему о железнодо-рожных составах, приготовленных для высылки евреев Союза в Сибирь, в бараки-развалюхи без обогрева, в местах диких с лютыми холодами. А на всём пути евреев ждали погромщики. Раби Ицхак возразил: С евреями Сталину не посчастливится*. Ведь Сталин тоже – человек, как все, возможно, в течение получаса его уже не станет. Спорящий не согласился с доводами рава, но вдруг, через короткое время прибежал к нему возбуждённый и сказал, что инженеру из "свободных" удалось схватить радиопередачу из Германии о болезни Сталина. С этого момента он изменил своё отношение к религии и начал выполнять мицвот.
Пример Пурима учит нас: когда евреи идут на ассимиляцию, народы, среди которых они хотят ассимилироваться, уничтожают их (таков приговор небес); когда же они круто возвращаются к еврейскому образу жизни, к Торе, они, с помощью Б-га Исраэля, одерживают победу над вра-гами. И тут уместно напомнить, как горько сожалел Хафец Хаим**, что не поднялся войной против тех групп евреев, что сотрудничали с властями в выкорчёвывании Торы. А его ученик гаон раби Эльханан Вассерман*** писал об этом /Сборник статей стр. 94/: Евреи совершили тяжкую ошибку, когда начались репрессии евсекции. Они должны были самоотверженно под-няться войной против тех. Правда, многие погибли бы, но сила советской власти ослабела бы.
* Солженицын в "ГУЛАГ"е обратил внимание на то, что Сталин добился успеха во всём, что де-лал против всех, только против евреев потерпел крах.
** Хафец Хаим – так в еврейском мире именуют раби Исраэля Меира ѓа-Коѓэна /5598-5693;1838-1933/ по названию его первой книги. Ему принадлежит популярнейшее учебное пособие по ѓалахе Миш-на брура и ряд других книг.
*** Вассерман Эльханан Буним /5635-5701;1875-1941/ — выдающийся мудрец, жил в Литве, был ра-вом йешивы в Бриске, основал йешиву в Барановичах; создал труды по Талмуду и др. Убит нациста-ми.

Теперь об ином чуде, касающемся евреев Союза. В Книге пророка Йешаяѓу /23:7-8/ сказано: Потому вот наступают дни, сказал Творец, когда больше не будут говорить: "Жив Творец, ко-торый поднял сынов Исраэля из Египетской земли", а (скажут): "Жив Творец, который вывел и который привёл потомство дома Исраэля из северной страны и из всех стран", куда Я изгнал их; и будут они жить на своей земле.
Произошли два чуда, и мы свидетели этому:
1/ Открылись ворота СССР, прежде почти герметически закрытые, названные "железным занавесом", что напоминает "Исход из Египта"*.
*Нельзя не обратить внимания на то, что гиматрия (сумма числовых значений цифр-букв) слов (на иврите) (Египет) та же – 380. В мидраше Мехильта приведен факт, что ни один раб не мог убежать из Египта – так закрыта была страна, а тут вышли 600 тысяч взрослых мужчин с семьями.
2/ После 60 лет искоренения веры и религии, солидная часть евреев вернулась к истокам, как некое воплощение пророчества Йехезкэля /гл. 37/ о "сухих костях": Была на мне рука Творца, и повлёк меня Творец (Своим) духом и опустил меня среди долины, и она – полна костей. …И вот многочисленны они среди долины и вот - очень иссохшие. И сказал мне: Человек, эти кости — весь дом Исраэля. Вот они говорят: "Иссохли наши кости и исчезла наша надежда, так нам суждено". …И Я вложу в вас Мой дух — и оживёте. И дам вам покой на вашей земле, и узнае-те, что Я — Творец, сказал и сделаю — слово Творца.
Одним из посланцев Высшего наблюдения, чтобы творить чудеса "воскрешения" евреев СССР, был рав Ицхак Зильбер, а его ученики и слушатели принимали в этом участие. И в потому рав Ицхак был полон признательности Всевышнему за добро, которым Он одарял евреев России, а раву Ицхаку мы благодарны за то, как он верно и ревностно выполнял свою миссию. Мы при-знательны ему за то, что он сделал для такого огромного количества евреев из России, нуждав-шихся в материальной и душевной помощи в их укоренении в Эрец Исраэль.
Особо надо выделить старание и умение рава Ицхака в оказании помощи олим, у которых на руках не было нужных документов об их принадлежности к еврейству: несчётное количество часов провёл рав Ицхак в судах, где проверялись и решались эти проблемы. И никто не считал то огромное количество олим (новоприбывших), которых рав Ицхак буквально "за руку" про-вёл через гиюр (переход в иудаизм). В полном смысле слова героически, самоотверженно он добывал разводные письма у тех, кто по разным причинам не давал гет несчастным женщинам, желавшим создать семью в Стране. Он был их единственной надеждой, сотни их текли к нему, он был завален их "делами", и потому, не считаясь со здоровьем, в любое время года на свои средства ездил в отдалённые места Союза, а был случай – даже в американскую тюрьму Синг-синг, и добывал гет. Не говоря уже о чисто материальной помощи олим, ради которых он об-ращался различные фонды, давая свою гарантию, а, в крайних случаях, отдавал свои деньги.

3. Извлечение уроков из деятельности цадика, чтобы продолжать учиться у него.
Тора велит/Дварим 30:20/: Любить Творца, твоего Б-га, слушать Его голос и прилепиться к Не-му. Но как прилепиться к Всевышнему?! Рамбам /Деот 6:2/, разъясняя это веление, мицву, пи-шет, что, прилепляясь к мудрецам, мы этим прилепляемся к Творцу: О мицве прилепиться к мудрецам и их ученикам, чтобы учиться на их действиях, сказано: "прилепись к нему". То есть долг еврея быть во взаимосвязи с талмид хахамом не ради воздаяния ему добра, но, главным образом, это добро для того, кто прилепится к мудрецу, ибо научится, как выполнять мицвот, совершать хорошие поступки, воспитывать в себе добрые качества, что подвигает еврея ста-раться быть таким, как мудрец, с которого он берёт пример. Он воочию ви-дит, чего может при этом достичь человек

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. О личности раби Ицхака.
1. Сила человека.
Раби Ицхак принадлежит к той группе людей, которые своими ограниченными силами со-вершают исторические изменения, творят чудеса – и это обязывает всех нас идти их путём. Ра-би Ицхак обладал святой мощью: везде, куда бы он не приходил, он произносил слова упроче-ния и веры, даже когда об этом его и не просили, но он находил пути и возможности делать своё святое дело.
Верный и преданный эвед (раб) Творца.
Эвед – человек, полностью подвластный своему господину, верно и преданно служит ему, то есть аннулировал свои желания, подчиняясь лишь воле господина. Таким был раби Ицхак. Для себя не просил ничего – ни денег, ни почёта, ибо к этому чувствовал особенное отвращение до того, что, когда ему воздавали честь и почёт, он готов был зарыться в землю. Удалялся от всех сует этого мира. Носил помногу лет свою простую одежду, выцветшую и линялую, ибо не со-всем обращал внимания на свой внешний вид, посвятив себя только лишь выполнению воли Творца – как в выполнении мицвот, так и в привлечению к этому далёких от Торы.
Был блестящим математиком, выпускником Казанского университета, где ему прочили на-учную карьеру. Ему принадлежит труд по математике, о котором компетентные люди заявили, что он достоин премии Исраэля. Но рав Ицхак забросил эту работу, всецело отдавшись распро-странению Торы.
В Талмуде /Санѓедрин 88:б/ сказано: "Кто он, человек грядущего мира? Скромный, смиренный, тихий и неприметный, постоянно обучающий Торе и не просящий добра для своей души". Та-ким был раби Ицхак Зильбер: скромнейший, незаметно входил и выходил, всегда был занят Торой и ничего для себя не просил, ничего не стяжал из благ этого мира, но во главу угла ста-вил сохранение еврейского образа жизни, а во всём остальном полагался на волю Благословен-ного, помня сказанное мудрецами: "Почитай Творца, одаряющего тебя", всем, чем одарил. Он знал: всё, данное человеку, не его, он лишь залог, чтобы пользоваться им, как следует, потому и мог давать так много своего другому.
В своём служении Всевышнему рав Ицхак достиг искренности и простодушия, как сказано: Будь искренен с Творцом, твоим Б-гом. Адмор раби Нафтали из Ропшицы пояснил, что, что эти качества нельзя смешивать с наивностью, ибо для достижения их необходим крепкий само-контроль и полное самоотречение перед волей Всевышнего. И поэтому не считался с тем имиджем, который мог быть вызван его деятельностью, а поступал так, как следовало в данный момент.
Тора велит монарху Исраэля читать и учить её все дни его жизни /Дварим 17:19/, чтобы вся его деятельность соответствовала написанному в ней. Так и раби Ицхак читал Тору всю жизнь. Он обучал, главным образом, Пятикнижию и при этом воспитывал своих учеников, чтобы знали, как вести себя в разных жизненных ситуациях и даже как на основе Торы разбираться в поли-тических событиях.
Раби Ицхак часто выезжал из Страны на несколько дней или недель, чтобы обучать Торе и ук-реплять евреев в вере во Всевышнего. Но, кроме того, он там же занимался различными слож-ными и запутанными проблемами, по которым Раввинатский суд затруднялся вынести поста-новление – и возлагал это на рава Ицхака, всё выполнявшего безотказно и уверенного в том, что нет никаких трудностей и препятствий, чтобы не справиться с поручением и этим выручить проживающего в Стране еврея. Рав Ицхак не принимал выражения: "Это невозможно" и каж-дой проблеме находил решение, из любой ситуации находил выход, и в этом получал помощь небес. Это проистекало из особого характера его служения Б-гу Исраэля, а также по его при-вычке вкладывать душу в распространение и выполнение Торы. Он так привык противостоять всяким трудностям и препятствиям, что его уже не пугали никакие преграды.

Свойства, отличительные особенности раби Ицхака

Любовь к людям. Написано в Авот /1:12/: Гилель сказал: Будь в числе учеников Аарона, кото-рый любил мир и добивался его, любил людей и привлекал их к Торе. Раби Ицхак любил тво-рения Святого, благословен Он, не только каждого еврея, но уважал и людей других народов, как об этом написано в Авот /3:18/: Любим (Б-гом) человек, сотворённый в (Его) подобии. Рав Ицхак не причинил огорчения ни одному человеку и относился к каждому с уважением; любил мир и добивался мира, и был причастен к его установлению в разных случаях.
Однако в нужный момент рав Ицхак был настойчив и твёрд, педантичен и требователен к на-рушающим Тору. По приезде в Страну, он столкнулся с нарушением шабат, это очень огорчило его и причиняло боль. И своих учеников он укорял, когда требовалось, и в этом проявлялось его стремление к миру, ибо знал, что иногда следует добиваться мира так, как сказано у проро-ка Йешаяѓу /57:21/: Нет мира грешным, – сказал мой Б-г. Как правило же, раби Ицхак действо-вал "правой привлекающей", а не "левой отталкивающей", и не уставал разъяснять ученикам знаменитое определение раби Акивы по поводу написанного в Торе /Ва-йикра 19:18/: Люби твоего ближнего, как самого себя, – "Это великое правило Торы".
Раби Ицхак втолковывал ученикам, что смысл определения раби Акивы заключается в том, что ни один человек не может выполнить все 613 мицвот, ибо у коѓэна – свои определённые миц-вот, у леви – свои и так и у других, но тот, кто любит людей и помогает каждому выполнять то, что тот обязан, то у него есть доля в мицвот ближнего, как будто он сам их выполнил.

Хесед.
Выполнение мицвы: Люби ближнего, как самого себя, – ощущения непосредственной связи с окружающими, является ключом к служению Б-гу и изучению Торы. Такое благодеяние, чис-тое и бескорыстное, является служением Б-гу, и, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, это выполнение закона Торы. Во-вторых, забота о других – это забота о творениях Всевышнего. В-третьих, это путь непосредственного приближения к Б-гу, уподобления Ему в силу ограниченных человеческих возможностей. Ведь безграничное благодеяние – это качество Б-жественное. В Танахе о Всевышнем неоднократно сказано, что он рав хесед, то есть дослов-но "многомилостив".
Раби Ицхак Зильбер был воплощением хеседа и гмилут хасадим (бескорыстного благодеяния). В его доме находили приют ему не знакомые люди, но у них не было крыши над головой. А то и знакомые, жившие у него подолгу, бывало что месяцами. В денежной просьбе он просто не мог отказать, хотя иной раз и знал, что не надо бы. Он запросто мог отдать всё и, видя, что про-сителю этого мало, с болью извинялся за то, что ещё не получил пенсии.
Рав Ицхак отдавал своё сердце и время каждому человеку и в любой час и никогда не отказы-вался принять человека, даже когда был болен и слаб, он не разрешал своим домашним не до-пускать к нему пришедших.

Учение "во имя небес".
Написано в Талмуде /Псахим 50:б/: Человек (речь идёт о еврее) всегда должен быть занят То-рой и мицвот, даже если "не во имя", ибо из "не во имя" выходит "во имя". Гаон, рабейну Хаим из Воложина поясняет /Дух жизни/, что невозможно достичь уровня "во имя", если этому не предшествовало "не во имя". И это поистине подтверждается словом всегда. А рав Элияѓу Деслер /Михтав ме-Элияѓу/ приводит мнение своего учителя раби Симхи Зисла: Целью того, чтобы поначалу человек занимался Торой "не во имя", будет перейти к "во имя". Ясно, однако, что не каждый, учащий "не во имя", придёт к "во имя". Такое произойдёт, лишь если его глав-ное стремление – чисто, тогда "не во имя" помогает и облегчает ему противоборство с йецер а-ра, и таким путём он придёт к "во имя".
Раби Ицхак учил Тору "во имя", поэтому был удостоен невероятных вещей. Ему посчастливи-лось пронести в лагерь книгу Священного Писания, чтобы учить её – прячась за занавеской, с трудом различая буквы по тьме. Тем более эта страсть к учению проявлялась, когда рав Ицхак был на свободе. Но он не только учился сам, но и учил других, а свой принцип, которым руко-водствовался в этом деле, выразил следующим образом: У кого стремление обучать проистека-ет из желания делать хесед, у того, чем ниже уровень его учеников, тем больше хеседа. А у ко-го к этому стремлению примешано ещё желание почёта и т. п., тому, чем выше уровень учени-ков, тем приятнее.
Не щадя сил Раби Ицхак помогал многим олим в изучении Торы – и своими уроками, и уст-ройством на учёбу в талмуд-торы, йешивы, колели. Чтобы помочь тем, кто к нему обращался по тяжелейшим олимским проблемам женитьбы, развода, гиюра и др., чтобы дать им точное ѓалахическое решение этих проблем, рав Ицхак без устали ходил к высшим авторитетам наше-го поколения, особенно часто к гаону рабену Йосефу Эльяшиву, оказывавшему большое ува-жение и причислявшего к особым цадикам поколения. Рав Ицхак был эрудитом во всех течени-ях: обучал браславских хасидов наследию раби Нахмана, а хабадников – Тании, произведению раби Шнеура Залмана из Ляды.

Принимать всё с радостью
Улыбка почти никогда не сходила с лица раби Ицхака, он весь светился доброжелательством, казалось, что он всегда и всему рад и доволен. Было видно, что это – его неизменное внутрен-нее состояние, благодаря которому он всё и всех принимал с радостью. И этому учил других. Уйма людей приходила к нему, жалуясь на неурядицы, препятствия, трудности, кажущиеся не-преодолимыми. Одному рав Ицхак говорил: Вспомните, как мучались, а квартиру, с Б-жьей помощью, приобрели, так и этот разлад уладим. Другому: Конечно, трудно в новой Стране, но ведь какой у Вас был чудесный этрог, да и лулав, и как радовались этому, а в Союзе-то и меч-тать не приходилось. Третьему: Радуйтесь, какую партию хорошую нашли для дочери, какая свадьба была! А думали, что всё беспросветно.
Поэтому тянулись к нему, этим он привлекал к себе – и под его влиянием люди становились иными, старались быть такими, как он.

Усердие, ревностность
В Мидраше Бе-мидбар раба /10:17/ написано: Все свои действия цадики совершали усердно, ревностно. Раби Ицхак всю жизнь торопился, всегда спешил, невзирая на возраст, здоровье, по-году, и потому успевал так много делать. А ведь каждое его дело было мицвой! И он спешил выполнить ещё одну мицву. Он ценил каждую секунду своего времени. В карманах, на столе – всюду были записки, что надо сделать, иной раз даже на автобусных билетах. И что делать – иногда опаздывал, но всегда приходил. Как правило, он хватал такси, шофера его знали (так часто возили его), и по дороге рав Ицхак успевал дать им "кусочек Торы".

СКРОМНОСТЬ, кротость

Очень мало кто знал, что рав Ицхак был талантливым математиком, прекрасным учителем-предметником, что он с большим интересом глубоко и серьёзно вникал в естественные науки, в различные медицинские проблемы, особенно связанные с законами Торы. Он не стремился к званию рава и не хотел, чтобы его так называли, хотя у него была смиха; от самого гаона раби Моше Файнштейна . Рав Ицхак уважал молодых талмидей хахамим, со вниманием прислушивался к их мнениям, считал, что можно и нужно учиться у всех, как сказал Давид а-мелех: Ото всех учивших меня я обретал мудрость /Теѓилим 119:99/.


ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Чему нас учит история жизни рава Ицхака.

В Б’решит /5:1/ написано: Вот книга истории жизни человека. Жизнь человека – это книга, ко-торую он сам пишет своей деятельностью, как сказано в Авот /2:1/: И все твои дела записыва-ются в книгу. Не ставя перед собой задачу дать биографию раби Ицхака Зильбера, а лишь неко-торые линии характеристики его облика, чтобы извлечь уроки из его личности и деятельности, всё же необходимо указать на то, что нельзя обойти факты жизни рава, ибо книгу его жизни стоит читать постоянно – велико её воздействие на людей. При этом важно пони-мать, что влияние действий человека сказывается не только на том, что он совершил при жизни, но также на последствиях его действий – как это влияет и будет воздействовать на других.

РОДИТЕЛИ
Раби Ицхак родился в Казани 3 Ава 5677 /1917/ года. Отец его – рав Бен Цион Зильбер, мать – Лея Гитл. Отец, рав Казани, позаботился, чтобы сын не учился в общей школе, и сам учил его Торе, русскому языку, математике. Кроме того, нанял учителя, чтобы сын получил полный курс по всем изучаемым в школе предметам. Чудо, что это не дошло до властей, хотя стукачст-во было нормой жизни. Несомненно, родительский дом оказал глубокое воздействие на созре-вание рава Ицхака, на укрепление его корней. В Талмуде /Бава меция 85:б/ написано: Если у талмид хахама – сын талмид хахам и сын сына также талмид хахам. В его роду Тора не пре-рвется до скончания времён, как сказано /Йешаяѓу 59:21/: И Я – вот Мой завет с ними, – сказал Творец: Мой дух, который на тебе, и Мои слова, которые Я вложил в твои уста, не отступят от твоих уст и от уст твоих потомков, и от уст потомков тво-их потомков – отныне и вовеки.
Велики были заслуги рава Ицхака за его собственные дела, но за ним ещё стояли большие за-слуги предков, он – "цадик и потомок цадиков", а это очень высокий духовный уровень. В Михтав ме-Элиягу гаон и цадик рав Деслер разъясняет причину этого уровня: "Цадик, вырос-ший в хорошем доме, естественно, следует воспитанию родителей. Однако его ещё нельзя счи-тать цадиком – он только лишь делающий добро. Но цадик сын цадика прокладывает новый путь в служении Всевышнему, он не только продолжает деятельность родителей – и это более высокий уровень. Так и раби Ицхак: не только удостоился впитать дух и дело отцовского дома, но сумел проложить свои пути.

ДЕТСКИЕ И ЮНЫЕ ГОДЫ
Раби Ицхак Зильбер родился несколькими месяцами перед коммунистическим переворотом и видел его крах, чему особенно радовался: он с детских лет был свидетелем ожесточённой борь-бы коммунистического режима против религии, когда искоренялась вера, Тора и выполнение мицвот. Талмуд /Брахот 34:б/ сообщает, что раби Йоханан и раби Абаѓу разошлись в оценках: кто важнее цадик гамур или баал тшува. У каждого из них – особый уровень: цадик гамур ни в чём не ущербен, но баал тшува – закалён против греха. Например, никогда не болевший чело-век вообще обладает иммунитетом, но перенёсший определённую болезнь и излечившийся приобретает иммунитет против этой болезни, ибо организм выработал способность противо-стоять ей. Поэтому баалей тшува нашего поколения провели много мероприятий, которые были бы не под силу цадиким гмурим – в особенности, по привлечению далёких от веры: семинара-ми, уроками, беседами и лекциями, созданием и изданием учебных материалов о еврействе, ра-диопередачами и многим другим.
Рав Ицхак, вынужденный с детства преодолевать сопротивление каждому шагу в выполнении мицвот, походил на баал тшува – был закалён многими испытаниями.

УЧЕБА В УНИВЕРСИТЕТЕ
Раби Ицхак Зильбер был талантливым математиком и достиг немалых успехов в этой науке, он мог бы подняться в ней на большие высоты, если бы не сократил занятия ею ради Торы, ибо только это считал главным в своей жизни.
В университете его вскоре привлекли к научной работе, руководил им один из выдающихся ма-тематиков, отличавший раби Ицхака за его глубокие знания и хватку в науке.
Отец раби Ицхака был очень рад тому, что у сына есть профессия, специальность, обеспечи-вающая возможность содержать себя и семью, и он не должен будет получать деньги за обуче-ние Торе, ибо сам он этого не достиг, так как был равом Казани.

ЖЕНИТЬБА
Жена раби Ицхака, ребецен Гита, была, как сказано в Торе /Б’решит 2:20/, эзер ки-негдо на таком духовном уровне, что, вполне возможно, удостоилась помощи пророка Элияѓу. Как-то перед Песах, когда раби Ицхак был в заключении, жена принесла ему мацот, сказав, что это печенье, – и так он попали по назначению. И было, задержал её при этом милиционер, но после долгого разговора вдруг отпустил её домой. По Маѓаралу /Нецах Исраэль, гл. 25/ Элиягу иной раз проявляется в духовной сфере – его дух проникает в человека и вынуждает того совершать нужные в тот момент поступки, против воли самого человека.

РАБОТА
В Союзе раби Ицхак в основном работал учителем математики, хотя иной раз вынужден был трудиться на разных работах. По приезде в Страну преподавал математику в средней йешиве Мааром Цийон. Со временем, стало расти число учащихся йешив – олим из Союза, и раби Иц-хак стал обучать их Торе в йешиве Двар Йерушалаим и в других учебных заведениях, где обра-зовались "русские" группы.

УЧЕНИКИ
У рава Ицхака было много учеников, и немало из них стали талмидей хахамим, распростра-няющими Тору в Стране и за её пределами. Многие ученики посещали уроки рава годами и, несмотря на повторы, всегда находили в них новый смысл, новое понимание текста. Они про-вели большую работу, записав на плёнку уроки рава по Пятикнижию, и на этой основе затем вышла из печати серия книг рава Ицхака о Торе. Издание книги и спрос на неё доставили раби Ицхаку много радости: в это время он был нездоров и слаб, а книги доносили его уроки до мно-гих. А ученики собирались у его постели и ловили каждое слово учителя.

УХОД ИЗ ЭТОГО МИРА
Последние годы раби Ицхак тяжело и подолгу болел, перенёс сложные операции. Его ученики не раз во множестве собирались у Котеля и горячо молились о сохранении жизни учителя и на-ставника – и сведения о таком проявлении любви придавали ему силы. Ученики не отходили от его постели с полным самоотречением, лишь ба продлилась жизнь рава.
Утром 7 Ава раби Ицхак ещё дал браху дочери одного из учеников, но потом наступило резкое ухудшение: упал пульс, потребовалось присоединить к машинам, поддерживающим дыхание и сердечную деятельность. В полдень 8 Ава 5764 /2004/ года рав Ицхак отдал душу Творцу. Ученики, передавая от одного к другому, немедленно разнесли эту скорбную весть. Со всех концов Страны, съехались и сошлись на площади в Санѓедрии, у дома, где жил рав Ицхак, ты-сячи людей, мужчин и женщин, и среди них немало пока ещё далёких от Торы, но благодарных раву Ицхаку за всё, что он для них сделал. Известные рабаним, гдолей а-Тора (великие знатоки Торы), оплакивали умершего, траурная церемония длилась до глубокой ночи – и лишь потом двинулись на кладбище.

Да будет душа Раби Ицхака приобщена к союзу бессмертных пока не будем вскоре удостоены того, что смерть исчезнет навсегда и Творец сотрёт слёзы с лица каждого.


 
,
счетчик посетителей сайта
webcam girls yahoosingles