На главную   Содержание   Следующая
 
Пламя не спалит тебя
 

ОТ АВТОРА
Родился я в 1917 году в Казани. Мои благословенной памяти родители, рав Бенцион и рабанит Леа Гитл, дали мне традиционное еврейское воспитание. С малых лет я стал изучать Танах и Талмуд; учиться мне приходилось, по понятным причинам, в обстановке строжайшей секретности.
Материальные условия, в которых жила наша семья, были крайне тяжелыми. Ютились мы в маленькой комнатушке коммунальной квартиры, знали и голод и холод.
Сдав экстерном экзамены за курс средней школы, я поступил в Казанский университет, где стал изучать математику, однако своих занятий Торой не прекращал., Именно в этом возрасте я стал постигать всю глубину Танаха и Талмуда, всю правду, заложенную в Торе. Мудрость, заключенная в еврейской религии, приводила меня в восторг; сухие, казалось бы, законы ритуального убоя скота, правила кашрута, чистоты семейной жизни раскрывали передо мной свою вечную нравственную суть. Безупречная точность нашего древнего лунно-солнечного календаря вызывала восхищение, глубокие знания еврейских мудрецов в области анатомии, физиологии, медицины, изложенные в Талмуде, были для меня неоспоримым свидетельством Б-жественного происхождения Устной Торы.
Нелегко мне приходилось. Какие только предлоги я не изобретал, чтобы не писать в субботу! То "забывал" дома тетрадь, то перевязывал палец, который якобы поранил, то просто сказывался больным и не приходил на занятия в университет. Когда в субботу преподаватели вызывали меня к доске, им приходилось выслушивать самые фантастические причины, объясняющие, почему я предпочитаю оставаться на месте. В конце концов, я нашел выход из положения: изучил расписание на полгода вперед и те предметы, лекции по которым читались по субботам, сдавал до наступления сессии, в первый или во второй месяцы занятий, освобождаясь таким образом от необходимости приходить по субботам в университет.
Трефного я, конечно, не ел. В городе был миньян — десяток пожилых евреев, и я использовал любую возможность помолиться вместе с ними. Свои занятия Торой я не прекращал ни на один день — отец еще в детстве приучил меня ежедневно по два часа учить Талмуд. Если, готовясь к университетским экзаменам, я был вынужден корпеть над учебниками до трех часов ночи, то с трех до пяти я занимался Талмудом. Когда же по каким-то причинам мне это не удавалось, я записывал свой “долг” в особую книжечку и восполнял пропущенное при первой же возможности. Руководствуясь требованиями Торы, я старался помогать людям как мог: опекал больных, давал бесплатные уроки детям из бедных семей, готовя их к экзаменам.
В университете, где моим руководителем был гениальный математик и замечательный человек, член-корреспондент АН СССР Николай Григорьевич Чеботарев, мир праху его, я специализировался по теории Галуа, высшей алгебре и теории чисел. Увлекался я и физикой, работал одно время в лаборатории Е.К.Завойского, открывшего эффект парамагнитного резонанса.
Окончив университет с отличием в 1941 году, я получил направление в школу села Столбищи близ Казани, где проработал учителем больше года. Жил я там в одной комнате с тремя сыновьями своей квартирной хозяйки. Для того, чтобы помолиться, мне приходилось либо забираться на чердак, либо запираться в школьной лаборатории, либо выходить далеко за сельскую околицу. Из посуды у меня была лишь кружка; время и возможность самому готовить себе еду были ограничены, и питался я лишь хлебом да парным молоком.
Запомнился мне Песах того года. Перед самым праздником я побывал дома, и мать положила мне в портфель мацу собственной выпечки и пол-литровую бутылку с домашним напитком из меда и хмеля. В первый вечер Песаха, когда мои соседи уснули, я в темноте вынул из портфеля мацу и медовуху и провел пасхальный седер (Седер -— праздничное застолье и первый вечер Песаха, проводимое по определенному ритуалу), рассказывая сам себе о выходе евреев из Египта. Четыре положенных бокала вина, в роли которого успешно выступила медовуха, я закусывал печеным картофелем, который мне удалось раздобыть.
По субботам и в дни еврейских праздников я приходил на работу, задавал школьникам задачи, проводил контрольные — лишь бы самому не пришлось писать на доске или в классном журнале. Помню, в том году, как назло, и в субботу, предшествовавшую празднику, и в саму пасхальную неделю на моих уроках сидели проверяющие. Сначала в село приехал представитель райкома партии, потом — инспектор районо. К таким визитам я всегда был готов: загодя, в пятницу днем, заполнял журналы, записывал в них тему субботнего урока, намечал, кого из учеников вызвать к доске для индивидуального опроса, и заранее проставлял им оценки, ибо хорошо знал возможности каждого. Эти уроки прошли гораздо живее чем обычно, при большой активности ребят, и ревизоры остались довольны. На разборе уроков мне удалось без особого труда обосновать правильность отметок, выставленных ученикам заранее.
Из села Столбищи я перевелся в Казань и проработал там около двадцати лет в различных школах, техникумах и институтах. Все эти годы я соблюдал субботу, не ел запрещенную пищу обучал еврейским законам своих детей точно так же, как в свое время обучали меня мои родители.
Не раз мои близкие друзья-евреи, от которых я не скрывал своего мировоззрения, говорили мне: "Почему ты не живешь как все, Исаак? Зачем тебе эти мучения: не писать в субботу, есть всухомятку, рисковать каждый раз во время молитвы? Ведь рано или поздно дознаются, лишат тебя диплома и выгонят с работы!" Если 6ы я сам знал о еврействе столько, сколько знали они, то есть практически ничего — я бы вместе с ними поражался странному для окружающих поведению религиозного еврея.
Однажды, перелистывая старые книги, я наткнулся на журнал "Гаасиф", изданный в 1887 году. Мое внимание привлекла опубликованная в нем статья А.-А.Раковского "Слова Б-га нашего исполняются всегда"; она произвела на меня настолько сильное впечатление, что я решил подробно изучить затронутую в статье тему: исполнение пророчеств Торы – и написать об этом по-русски для тех евреев, которые не получили традиционного еврейского образования, но задумываются о том, каковы причины удивительной судьбы нашего народа, о его прошлом, настоящем и будущем.
Надеюсь, что в этой книжке, написанной мною еще в СССР и по памяти восстановленной и дополненной в Израиле, мне удалось ответить на вопросы моих друзей, а также, возможно, и на ваши незаданные вопросы, дорогой читатель.
Ицхак ЗИЛЬБЕР, Иерусалим



МОЖНО ЛИ ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ?
Ранее [возвещенное] уже сбылось, и Я предрекаю новое. Прежде, чем (событие) произойдет, сообщу вам (о нем).
Иешаягу, 42:9
...Говорю: Мой замысел исполнится, и все, чего желаю Я, — сделаю!
Иешаягу, 46:10
Человек не знает будущего.
Когелет, 10:14

Любому из нас интересно было бы заглянуть в будущее, но мы привыкли считать, что оно непостижимо. Посмотрим, так ли это на самом деле.
С незапамятных времен брались предсказывать будущее астрологи и гадалки, прорицатели и шаманы, чревовещатели и колдуны. При дворах многих владык древности были такие предсказатели, предрекавшие своим повелителям их собственное будущее, а также судьбу задуманных ими предприятий.
Любое пророчество вызывает наш интерес: исполнится ли оно? И все же в глубине души мы относимся к предсказаниям с лёгкой иронией, полагая, что все это — шарлатанство.
Серьезные достижения современной науки вызывают бесспорное уважение. Сегодня в мире весьма популярна новая научная отрасль — футурология. Во многих странах открылись исследовательские центры, в которых тысячи ученых пытаются прогнозировать погоду, урожаи, рост населения нашей планеты. Тем не менее сами исследователи признают, что, как правило, их прогнозы весьма приблизительны и в лучшем случае верны на короткие сроки.
Кто может предсказать внезапные стихийные бедствия, развитие политической ситуации в мире, сроки начала и завершения войн? Кто возьмет на себя смелость предостеречь народ, которому угрожает уничтожение, или возвестить о грядущем возникновении нового народа? А ведь именно на эти вопросы нам хотелось бы получить ответ прежде всего, именно они жизненно важны для человечества!
Точное предсказание событий, которые должны произойти через тысячу, — да что там! — через сотню лет. попросту нереально. Даже такие простые прогнозы, как предсказания погоды или урожая, невозможно составить на длительный срок.
Иное дело – предсказания Торы и еврейских пророков. Это явление удивительное, уникальное, ибо пророчества Танаха изложены четко, однозначно, точным и ясным языком, исключающим возможность разночтений. И нам, народу Израиля, чья история насчитывает более трех тысячелетий, народу-свидетелю, народу-очевидцу, ясно как никому другому, что древние пророчества Танаха либо уже сбылись, либо сбываются в наши дни. Неумолимая точность исполнения пророчеств просто поразительна, и мы лишений раз убеждаемся: есть над нами Судья Праведный, Вершитель судеб мира, слово Которого, однажды изреченное, сбывалось всегда - будь то в награду нам или в наказание...
С древнейших времен и до наших дней евреи были свидетелями исполнения этих пророчеств, о небольшой части которых рассказано в этой книге.
О ВЕЧНОСТИ НАРОДА ИЗРАИЛЯ
ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД – СВИДЕТЕЛЬ Г-СПОДНИХ ДЕЯНИЙ
Есть ли в мире другой свидетель, подобный нашему народу? Тысячелетия существует народ Израиля, всей историей своей, всей своею судьбой доказывающий человечеству; Вселенной управляет Творец, ничто не происходит по воле слепого случая, и все слова Торы и пророков — истина!
Пал могущественный Вавилон, исчезла бесследно Ассирия, сгинули с лица земли многие племена, разнообразные культуры и цивилизации — лишь этот маленький народ продолжает существовать, оставаясь верным своему Закону — Торе, сохраняя духовное наследие своих предков, в котором прошлое, настоящее и будущее детей Израиля.
Сказал пророк от имени Б-га: "(Пусть) все народы сойдутся вместе и соберутся племена. Кто из них расскажет об этом (будущем)? Прежние [предсказания] пусть огласят, пусть представят своих свидетелей — и окажутся правыми, [если все их] выслушают и скажут: правда!" (Йешаягу, 43:9).
Но нет у них свидетелей!
А у Б-га свидетели есть. Еще Аврагаму в те времена, когда он назывался Аврамом, предрек Всевышний, что его дети будут рабами в чужой стране, но Он, Г-сподь, принесет им избавление: "И Он сказал Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут их угнетать... и мучить... потом выйдут они с большим имущество” (Брейшит, 15:13,14).
"Вы — Мои свидетели, ~ слово Г-спода, — (этот) раб Мой — (пророк), которого Я избрал, чтобы вы узнали (Меня), и поверили Мне, поняли, что лишь Мне (известно будущее). До Меня не существовало Б-га и после (Меня) не будет. Я, Я — Б-г, и нет Спасителя, кроме Мен Я предрек, и спас, и возвестил... А вы — Мои свидетели (здесь и далее выделено мной. — И.3.) слово Г-спода, что Я — Б-г" (Йешаягу, 43:10—12)
КУСТ, КОТОРЫЙ ГОРИТ И НЕ СГОРАЕТ
Однажды Моше-рабейну пас овец, принадлежащий его тестю Итро, у горы Хорев в Синае и увидел необычайное явление: небольшой ежевичный куст — на иврите снэ — горел, не сгорая. Решил Моше подойти поближе к этому чудесному кусту и услышал вдруг прозвучавший в пламени голос Б-га: "А теперь иди, посылаю Я тебя к фараону, и выведи Мой народ, детей Израиля, из Египта. Когда выйдет народ из Египта, будет он служить Мне у этой горы".
Маленький куст снэ символизирует наш немногочисленный народ, который не раз за свою историю должен был, казалось, исчезнуть, "сгореть". И все же он, подобно снэ, горит и не сгорает.
ТОРА И ПРОРОКИ О ВЕЧНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Во многих местах Танаха содержатся обещания Всевышнего даровать нашему народу вечную жизнь.
Так сказал Он Аврагаму: "И установлю союз Свой между Мною и тобою и потомством твоим, [ которое придет] после тебя, на [ все] поколения — вечный союз, чтобы быть Б-гом для тебя и для потомства твоего, [ которое придет) после тебя" (Брейшит, 17:7).
"Так сказал Б-г, дающий солнце для освещения днем, [установивший] законы луне и звездам для освещения ночью, волнующий море и вызывающий волны на нем; Б-г воинств — Имя Его. Если нарушатся эти законы, — слово Г-спода, - тогда и дети Израиля перестанут быть Моим народом навсегда" (Ирмеягу, 31:34,35).
"Никакое оружие, созданное, [чтобы с его мощью воевать] против тебя, не принесет [врагам твоим] удачи; и всякую речь, произнесенную против тебя на суде, ты изобличишь ( как лживую]. Это удел служителей Б-га, и их оправдание — от Меня, — слово Б-га" (По мнению выдающегося еврейского мыслителя Рамбама (р. Моше бен Маймон, 1135—1204), здесь имеются в виду два способа уничтожения евреев: "оружие" — физическое истребление, “речь... против тебя” попытки заставить евреев отказаться от своей веры) (Йешаягу, 54:17).
"Слушайте Меня, знающие правду, народ, в сердце которого — Моя Тора: не бойтесь оскорблений от людей и ругани их не страшитесь, ибо как одежду, поест их моль и, словно шерсть, источит их червь, а Моя справедливость пробудет вечно и Мое спасение [для вас] — из поколения в поколение" (Йешаягу, 51:7,8).
"А сейчас, — так сказал Б-г, сотворивший тебя, Яаков, и создавший тебя, Израиль, — не бойся, ибо Я спас тебя и призвал тебя, произнеся имя твое; Мой ты! Когда переходить будешь через воды (морские] — с тобою [буду] Я, и через реки [будешь переходить] — не снесет тебя [течением]; когда проходить будешь сквозь огонь — не обожжешься, и пламя не спалит тебя" (здесь, среди прочего, имеются в виду воды, в которых евреев насильственно крестили, а отказывавшихся топили; “огонь” – костры инквизиции) (Йе-шаягу,43:1,2).
"Но и при всем том, находясь в стране врагов своих, они не стали противны и отвратительны Мне настолько, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними, ибо Я, Г-сподь, ~ Б-г их" (Вайикра, 26:44).
"И будет: когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я обещал тебе, — возвратишься ты [ко Мне всем] сердцем своим, (находясь] в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться... Его во всем, как приказываю Я тебе сегодня, — ты и дети твои — всем сердцем своим и всей душою своею. И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и сжалится над тобою, и вернет тебя [в Эрец-Исраэль] из всех народов, среди которых рассеял тебя [Он], Г-сподь, Б-г твой. Даже если изгнанник твой заброшен будет на край неба — и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя" (Дварим, 30:1—4).
"Ты не бойся, раб Мой Яаков, — сказал Г-сподь, — потому что Я с тобою. Ибо истреблю Я все народы, среди которых Я тебя рассеял, но тебя Я не истреблю: и накажу тебя по суду (Своему), но уничтожить — не уничтожу тебя" (Ирмеягу, 46:28).

ЕГИПЕТСКОЕ РАБСТВО.
ПЕРВЫЙ "СУББОТНИК" И
ПЕРВЫЕ ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ
Вся история еврейского народа — это, в сущности, история многочисленных попыток уничтожить его, попыток, потерпевших провал, ибо они противоречили воле Всевышнего.
Вечно будут помнить сыновья Израиля о том, что произошло с их предками в Египте. Вот как повествует об этом Тора.
"Сказал фараон (старейшинам) народа своего: ... народ сынов Израиля многочислен и сильнее нас. Давайте исхитримся [совершить что-нибудь] против него, чтобы он не размножался, в противном случае, если случится война, они примкнут к нашим врагам..." (Шмот, 1:9,10)
"И заставили египтяне сынов Израиля трудиться до изнурения. И сделали горькой их жизнь, (принуждая их к) тяжелой работе с глиной и кирпичами и ко всякой работе в поле..." (Шмот, 1: 13,14).
Египетские власти создали специальные лагеря, чтобы оторвать мужчин от их семей и тем самым обречь еврейский народ на постепенное вымирание. В мидраше Шмот раба описывается, каким образом это было сделано: власти объявили по всей стране, что в интересах укрепления Египта необходимо завершить строительство целого ряда важных для государства объектов и все жители страны, воодушевленные патриотическим подъемом, должны посвятить этому один день, работая безвозмездно. В этом, так сказать, субботнике должны были принять участие и сам фараон, и его министры. И действительно, фараон целый день таскал кирпичи с таким усердием, что никому бы и в голову не пришло отказаться от участия в работе под предлогом отсутствия привычки к тяжелому труду. В конце дня было объявлено, что работу завершить не удалось и придется потрудиться и на следующий день. То же самое повторилось и назавтра; в конце концов власти назначили египетских бригадиров, под началом которых продолжали работать евреи. Затем евреям было сказано; "Вы живете далеко от места работы и тратите много времени и сил на дорогу. Государство идет вам навстречу и построит жилье рядом со стройкой". Таким образом евреев оторвали от жен и детей, причем семьи остались без всяких средств к существованию. Затем последовал приказ акушеркам: "Когда будете принимать роды у евреек, наблюдайте… если это сын, умертвите его…” (Шмот, 1:16), "... каждого новорожденного мальчика бросайте в реку" (Шмот, 1:22). Но вмешалась в эти злодейские планы рука Б-жья: Египет был наказан десятью казнями, а народ Израиля вышел из рабства и перешел Красное море. Погнавшиеся за ним египетские войска погибли в морских пучинах со всеми своими колесницами, конями и полководцами.
Очевидцами этого чуда были все израильтяне — свыше шестисот тысяч мужчин старше двадцати лет, не считая женщин и детей, а также многочисленные инородцы, вышедшие вместе с евреями.
НАРОД В СИНАЕ
Все сорок лет скитаний еврейского народа по Синайской пустыне оберегала его рука Б-жья. Докучал людям палящий зной — простирал Г-сподь над их станом облака, страдали они жажды — поил их водой из колодца, чудесным образом сопровождавшего народ в пути, кончалась пища — посылал манну с небес.
В Синае еврейский народ поднялся на высшую духовную ступень, получив от Б-га Тору. Через Моше-рабейну Всевышний обратился к евреям: “А теперь, если вы будете слушаться голоса Моего и будете соблюдать завет Мой, то станете для Меня самым дорогим из всех народов, ибо Мне [принадлежат) все народы земли" (Шмот,19:5). Ответили на это евреи: "Все, что сказал Б-г, сделаем и будем послушны" (Шмот, 24:7) — и поклялись от своего имени и от имени будущих поколений выполнять законы Торы.
Весь народ стоял у горы Синай, видел поднимавшиеся к небу языки пламени, блеск молний, слышал голос Б-га, перечислявшего десять заповедей; многие, не выдержав этого зрелища, падали в обморок. Тогда, преисполнившись страха перед Г-сподом, обратились люди к Моше:
"Говори ты с нами и послушаемся, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы мы не умерли", — дав таким образом своему вождю право получить Тору от Всевышнего.
Итак, сотни тысяч евреев во время своих скитаний по пустыне, продолжавшихся сорок лет, были свидетелями многочисленных чудес, явленных для них Всевышним; весь народ был очевидцем дарования Торы на Синае. Отрицать это так же бесполезно, как бесполезно, скажем, утверждать, что во время Второй мировой войны не было массового истребления евреев немцами. Тот, кто подвергает сомнению факт уничтожения фашистами в лагерях смерти шести миллионов евреев (а в последние годы опубликовано немало "научных" трудов, авторы которых пытаются отрицать очевидное), ставит себя в глупое положение: живы люди, прошедшие через этот ад, и их свидетельства никогда не изгладятся из памяти потомков.
Тысячелетия хранит коллективная память еврейского народа правду о чудесах, свидетелями которых были наши далекие предки.
СПАСЕНИЕ ОТ АРМИИ САНХЕРИВА
Поселился наконец народ Израиля в обещанной ему стране, поделил ее между двенадцатью коленами, начал обрабатывать землю. Но и в этот исторический период жизнь еврейского народа не раз, казалось, висела на волоске.
Ассирийский тиран Санхерив был в те времена могущественнейшим из земных владык: его империя включала в себя чуть ли не все царства той эпохи. Санхерив переселял с места на место целые народы, и те очень быстро теряли свою самобытность, растворялись в недрах империи, исчезали с лица земли. Немало древних племен перемололи ассирийцы, уничтожив их или полностью ассимилировав; они изгнали из Эрец Исраэль десять колен Израиля, и до сих пор ученые затрудняются найти их следы.
Такая же судьба была уготована и остатку еврейского народа – коленам Йегуды и Биньямина. Почти вся Эрец Исраэль была захвачена врагом, города Иудеи пали, ассирийские полчища стояли у стен Иерусалима. В те годы страной правил царь Хизкиягу, потомок царя Давида. Среди его приближенных были люди, решившие сдаться Санхериву, во главе их стоял знатный вельможа по имени Шевна. В своих записках, которые предатели привязывали к стрелам и таким способом через стены города пересылали захватчикам, они изъявляли согласие в обмен на мирный договор сложить оружие и отправиться в изгнание.
Но Хизкиягу и его сторонники не соглашались на капитуляцию. Тогда ассирийцы решили взять Иерусалим приступом, назначив штурм города на первый день праздника Песах.
(Здесь необходимо сказать, что царь Хизкиягу вернул народ к служению Всевышнему, сделал обязательным изучение Торы во всей стране. Однажды в его царстве решили поискать евреев, не знакомых с Законом, и не нашли ни одного),
Перед самым началом ассирийской атаки пророк Йешаягу передал царю утешительную весть, полученную им от Всевышнего, — о том, что ассирийцы не войдут в Иерусалим: "И защищу город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего" (Йешаягу, 37:35). И в ночь пасхального седера случилось чудо: 185000 лучших воинов армии Санхерива постигла внезапная смерть. Завоеватель с позором вернулся домой и был умерщвлен своим собственными сыновьями Адрамелехом и Сарецером; вместо него cтал царем третий сын Санхерива, Эйсар-Хадон.
ХАНУКА
Враги еврейского народа обратили внимание на то, что до тех пор, пока евреи верны своей религии, верны Торе, их невозможно уничтожить, как только дети Израиля начинали служить чужим богам, на них обрушивались великие несчастья.
"Стало быть, — рассуждали враги евреев, этому народу нужно запретить выполнять его законы, тогда будет легче с ним покончить”. Именно поэтому никогда не прекращались попытки наших недругов уничтожить Израиль духовно.
В мрачные времена греко-сирийского владычества казалось, что наш народ стоит на гpaни исчезновения. Царь государства Селевкид* Антиох Епифан издал указ, требовавший от евреев отказаться от веры в единого Б-га; этот указ повелевал приносить жертвы идолам, запрещалось соблюдать субботу и правила кашрута, делать обрезание... Непокорным грозила смерть.
Большинство молодежи воспитывалось в эллинистическом духе. Лидеры еврейской общины, в том числе и многие священники, были ставленниками греков. Храм был осквернен и служба в нем прекращена. Города и села Эрец-Исраэль кишели агитаторами, пропагандировавшими "великую" греческую культуру; эти люди пытались убедить народ в том, что еврейская религия устарела и неминуемо отомрет. Почтенных евреев, известных своей ученостью и благочестием, заставляли нарушать Закон публично: есть трефное, работать в субботу, поклоняться идолам. Тех, кто отказывался, зверски убивали. Гибель еврейства казалась неминуемой.
И тут вдруг разразилось восстание, организованное горсткой людей, во главе которых встал Матитьягу Хашмонай со своими сыновьями, — восстание, завершившееся полной победой над великолепно обученной армией греков. Вся страна была освобождена от идолов, Храм обновили и очистили от мерзости, восстановили в нем службу, И в доказательство тому, что избавление пришло свыше, Б-г явил народу чудо: масло в светильниках, которого должно было хватить лишь на сутки, горело восемь дней — до тех пор, пока не доставили в Храм новое масло в необходимом количестве.
Как известно, храмовые светильники символизировали свет Торы, озаряющей наш жизненный путь.
О ВЕЧНОСТИ РОДА ДАВИДА, КОГЕНОВ И ЛЕВИТОВ
Из книг пророков известно, что Машиах — человек, который встанет во главе народа Израиля, соберет всех евреев в Эрец-Исраэль и построит Третий Храм, — будет потомком царя Давида.
Враги нашего народа знали об этом, и однажды один из них, персидский владыка Издур, peшил отнять у евреев последнюю надежду, истребив всех потомков их великого царя. О том, что из этого вышло, рассказывает историческая книга "Седер гадорот".
В те времена почти все евреи жили под властью персов. Раздражала Издура "двойная лояльность” евреев, не мог он полностью доверять людям, мечтающим о восстановлении собственного и царства. Велел Издур составить списки потомков Давида; по этим спискам евреев хватали и казнили. Завершили персы эту кровавую акции спокойно вздохнули: не придет к евреям их Мошиах!
Но тут приснился Издуру сон: стоит он с топором в чьем-то чужом роскошном
саду и рубит подряд все деревья. Все вырубил, остался лишь один тоненький росток. Занес над ним свой топор Издур, но тут возник откуда-то величественный старец, отобрал топор у Издура и замахнулся него. "За что ты хочешь убить меня?" — воскликнул персидский царь и взмолился о пощаде. “Ты вырубил сад, который я посадил и столько лет лелеял! – сказал старец. – Остался в нем один крохотный росток, так ты и его хочешь уничтожить! Жизнью своей ты заплатишь за это!" Зарыдал Издур, пообещал старцу, что будет холить этот последний росток, пока тот не вырастет, и поклялся восстановить погубленный сад. Когда проснулся он, то сразу же созвал к себе всех колдунов и прорицателей — но никто из них не смог растолковать сон царя. Посоветовали они ему обратиться за помощью к еврейским мудрецам, и один из мудрецов, сидевший в темнице, согласился объяснить царю его сон, "Мне снилось то же самое, — сказал он Издуру, — поэтому можешь не рассказывать о том, что видел. Сад — это род Давида. Ты вырубил его: всех уничтожил. Дочь моя вышла замуж за еврея из этого рода, и мой зять тоже убит. Но дочь моя понесла от него, и росток, который сохранился, — это плод в ее утробе. А старец, говоривший с тобой, — сам царь Давид".
Старика немедленно освободили, Издур взял его дочь во дворец, отвел ей отдельные покои и приставил к ней лучших врачей. Когда у женщины родился сын, ему дали имя Бустенай (от персидского слова "бустан" — сад).
Не мог прекратиться род Давида — ведь вечность его была нам обещана Всевышним: "Ибо так сказал Г-сподь: не переведется в [роду] Давида человек, сидящий на престоле дома Израиля” (Ирмеягу, 33:17). Сегодня известно не мало людей, ведущих свое происхождение от Давида, — память об этом передается в их семьях из поколения в поколение. Потомки великих еврейских мудрецов — Абарбанеля, Магарала из Праги, основателя Хабада р. Шнеура-Залм из Ляд — знают о том, что происходят из рода Давида. Есть такие люди и в Израиле, и в Америке, и в Марокко, и мы свято верим: Машиах придет!
"Так сказал Г-сподь: [так же, как не может никто] нарушить Мой союз с днем и Мой союз с ночью... [так же не может быть нарушен] Мой союз с Давидом, рабом Моим... и [союз] с левитами и когенами, служителями Моими" (Ирмея 33:21).
Потомство Леви, одного из двенадцати сыновей Яакова, было самым малочисленным среди всех остальных. Если, например, колено Йегуды, насчитывало в конце сорокалетнего странствования по пустыне 76500 мужчин старше двадцати лет, то колено Леви — лишь 23000, включая детей и младенцев старше месяца. Лишь левитам разрешалось петь в Храме псалмы во время Б-гослужения, и лишь когены, потомки Aapoна, брата Моше-рабейну, могли быть священнослужителями.
Не чудо ли это: после всех погромов средневековья, после того, как Гитлер уничтожил треть нашего народа, левиты и когены сохранились! Почти в каждом городе, где живут евреи, вы найдете и тех и других. Вспомните распространенные фамилии русских евреев: Леви, Левитин, Левин, Левинский; Коган, Каган, Каганович, Каганский, Кац (аббревиатура от коген цедек — "праведный коген") — это именно они во времена Третьего Храма — которые, даст Б-г, вскоре наступят — будут петь в Храме и разжигать огонь на жертвеннике.
ПРОРОЧЕСТВА О СУДЬБЕ ВАВИЛОНА И ЕГИПТА
[Слышен] голос бегущих и спасающихся из земли Вавилонской, чтобы возвестить на Сионе о мщении Г-спода, Б-га нашего, о мщении за Храм Его.
Ирмеягу, 50:28
Вавилон — столица великой империи древности — был одним из величайших городов мира, играл значительную роль в культурной и политической жизни человечества. Около 2500 лет того назад Вавилон находился в зените своего pacцвета.
Кирпичные стены этого города были тридцатиметровой толщины и смогли бы выдержать осаду войск, вооруженных современной осадной артиллерией. В колоссальном по площади городе было несколько сотен тысяч жителей. Одни его улицы были вымощены камнем, другие залиты асфальтом; жилые кварталы состояли из трех-четырех этажных домов. Городские ворота. а также стены домов на центральных улицах были облицованы плитками из цветной эмали с изображением львов, единорогов и химер – персонажей вавилонских мифов. В столице был водопровод и канализация.
Древнегреческие историки Геродот и Страбон, измерившие в свое время остатки крепостных вавилонских стен, оставили нам описание этого города. По их словам, знаменитые висячие сады — одно из семи чудес света в то время — поддерживались в таком положении с помощью хитроумнейшей системы сводчатых арок. Вокруг стен города был выкопан ров, наполненный водой из Евфрата — полноводной реки, по обеим сторонам которой и были построены 625 кварталов Вавилона. На восточном берегу Евфрата возвышался дворец вавилонских царей древности, а на западном красовался новый дворец Навуходоносора — целый город с тремя рядами высоких крепостных стен и сотней железных ворот. Самым высоким зданием в городе был храм Бела — вавилонского божества. Рассказывали, что фундаментом этому храму послужили руины знаменитой Вавилонской башни, дерзких строителей которой Всевышний наказал смешением языков и рассеял возгордившихся по всему свету. Храм Бела был высотой в сто восемьдесят метров, все скульптурные изображения, украшавшие его, были из чистого золота. Золотая статуя самого Бела была двенадцати метровой высоты.
Вавилоняне, как известно, завоевали Иудейское царство, разрушили Первый Храм в Иерусалиме, а евреев увели в рабство.
Все сказанное о Вавилоне пророками Йешаягу и Ирмеягу исполнилось в точности. Следует помнить, что оба они пророчествовали в те годы, когда Вавилон находился в зените своего могущества и казалось, что нет в мире силы, способной противостоять этому колоссу.
Йешаягу, который жил задолго до разрушения Первого Храма, предсказывает поражение Вавилона от Персии и его грядущую гибель: "И взыщу с земли за зло и с нечестивых — за грехи их, положу конец надменности негодяев, и гордых тиранов унижу. И Вавилон, краса царств, слава и гордость халдеев, [станет] подобен Сдому и Аморе, разрушенным Б-гом. Никогда не будет он заселен... и араб не поставит там своего шатра, и пастухи не остановятся на отдых. И станут жит там звери пустыни... И будут шакалы выть во дворцах его..." (Йешаягу, 13:11, 19-22).
Ирмеягу, в книге которого две большие главы — 50-я и 51-я -- целиком посвящены предсказаниям о разрушении Вавилона, говорит об этом такими словами: "Ты, [Вавилон, был] у Мен молотом, орудием войны; и тобою Я сокрушал народы, и тобою истреблял царства. Тобою сокрушал Я коня и всадника его, колесницу и возницу ее. Тобою Я сокрушал мужчину и женщину, старого и молодого… Но отплачу Я Вавилону и всем жителям Халдеи за все зло, что сделали они в Сионе… И накажу Я Бела в Вавилоне, и вытащу проглоченное из пасти его…” (Ирмеягу, 51:20-22,24,44).
Историки Геродот и Ксенофонт рассказывают о падении Вавилона следующее. При осаде города персидский царь Кир потерял значительную часть своего войска. Вавилоняне полагались на неприступность своих крепостных сооружений и отказывались вести с Киром переговоры. Убедившись, что силой Вавилон не взять, персы применили хитрость: прорыли от Евфрата отводной канал и по пересохшему руслу реки ворвались в город. Беспечные вавилоняне в это время пиршествовали в храме своего бога Бела; вино лилось рекой и хмельной царь не желал верить гонцам, прибегавшим к нему с известием о том, что персы проникли в город. И сам правитель, и вся вавилонская знать были уничтожены, победители захватили сокровища государства и отправили их в Персию, золотых идолов храма Бела переплавили в слитки. Так было вытащено из пасти кровавого божества то богатство, которое оно успело поглотить.
Александр Македонский попытался вернуть Вавилону его былое величие, мобилизовав на восстановление города десять тысяч человек. Ничего не вышло из этой затеи: великий завоеватель неожиданно умер, не успев осуществить свой замыслы. Так сбылось еще одно пророчество: “Лечили мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его и пойдем каждый в свою страну” (Ирмеягу, 51:9).
Археологи и историки, несколько столетий спустя побывавшие в тех местах, в своих описаниях развалин Вавилона почти в точности повторяют слова древних еврейских пророков.
Вот что говорит один из исследователей, посетивший те края: “Из-за зверей, обитающих в округе, арабы близко не подходят к руина Вавилона. К тому же арабы суеверно считают, что эти места отданы во власть злых духов и горе тому, кто придет туда. Кругом полно шакалов, змей, повсюду валяются кости растерзанных животных. Высятся коры кирпичей, камней – остатки зданий, которыми некогда были застроены берега Евфрата. Сейчас в этом месте полно болот”.
Другой путешественник пишет: “Видна рука Б-жья! Страна превратилась в вечную пустыню. Остатки храма Бела высятся, словно надгробный памятник Вавилону. Я вижу своими глазами исполнения слов: “Вот, Я (уничтожу) тебя, гора губительная, слово Г-спода, - (гора), уничтожающая всю землю; наложу руку Мою на тебя. И низвергну тебя… и превращу тебя в … пожарище (Ирмеягу, 51:25). Если посмотреть с высоты на Вавилон, - продолжает рассказчик, - то кажется, что нигде больше не усидеть такой ужасной картины опустошения. И тогда вспоминаются слова пророков и история этих мест”.
Сегодня весь этот край — одно сплошное болото; в течение последних столетий там вообще не ступала нога человека. Исчез с лица земли великий Вавилон, задумавший покорить евреев.
* * *
Значение Египта в древнем мире можно сравнить разве что с политической ролью современных нам сверхдержав — СССР и США. Могущественнейшие страны дрожали перед Египтом, проводили угодную ему политику. И тут в период наибольшего его процветания, наивысшего его величия провозгласил вдруг пророк: "Посрамлена дочь Египта, предана она в руки народа северного... И предам Я его... в руки Навуходоносора, царя Вавилона..." (Ирмеягу, 46:24, 26). С абсолютной точностью предсказал пророк грядущее поражение Египта в войне с Вавилоном, изгнание египетского народа со своей земли.
Еще подробней говорит об этом Йехезкель, которому сказал Всевышний: “Сын человеческий! Обратись к фараону, царю египетскому, и пророчествуй о нем и обо всем Египте... Так сказал Г-сподь Б-г: …Я (уничтожу) тебя, Фараон, царь египетский, великий крокодил, лежащий в реках своих, сказавший: “Мне принадлежит река моя, и я сам себя сотворил". Но Я проколю крюками щеки твои, и прилеплю рыб, [живущих твоей реке, к чешуе твоей и вытащу тебя из твоих рек, и всю рыбу, которая к чешуе твоей прилипнет... и выброшу тебя в пустыню... на поле ты упадешь, не будешь [никем] подобран и не будешь погребен. Зверям полевым и птицам небесным отдам Я тебя на съедение - И узнают все жители Египта, что Я — Г-сподь, ибо были они [ненадежной) тростниковой опорой для дома Израиля. Когда хватались они за тебя рукою, переламывался ты и иссекал им все плечи, когда опирались на тебя, ты ломался...” (Йехезкель, 29:2—7).
Дело в том, что египетский фараон обещал военную поддержку последнему царю Иудеи Цидкиягу, в его борьбе против Навуходоносора. Евреи восстали против вавилонян, но Египет нарушил свое обещание и не пришел им на помощь; восстание было подавлено, и еврейский народ на десятилетия лишился своей родины.
"...За это, [сказал Всевышний], Я поражу тебя... и предам землю египетскую полному разрушению и опустошению... Не ступит на нее нога человека... и не будет обитаема она сорок лет и рассею Египет среди народов... По окончании сорока лет соберу я египтян из [всех] народов, среди которых они были рассеяны. И верну изгнанников египетских, и возвращу их… в страну, из которой происходят они, но государство их будет ничтожным. Самым ничтожным государством будет оно и никогда больше не возвысится над народами, и умалю Я их, чтобы не властвовали более над народами" (Йехезкель, 29:10—15).
Подобно всем другим пророчествам сбылись и эти. Египет был побежден Вавилоном, пережил сорокалетнее изгнание, и хотя египетское государство было восстановлено, ему уже никогда не было суждено достичь былого величия. И по сей день Египет — второстепенная страна на политической карте мира.
* * *
Если бы предсказания судьбы человечества исходили не от самого Всевышнего, если бы они были продиктованы человеческими представлениями о справедливости, о торжестве добра над злом в нашем понимании, логично было бы предположить, что пророки возвестили бы более тяжелую кару не Вавилону, а Египту. Египтяне держали наш народ в рабстве в течении ста шестнадцати лет, топили еврейских детей в Ниле, замуровывали младенцев в стены строящихся зданий, Вавилон же повинен в том, что разрушил Храм и изгнал евреев на чужбину, но вел он себя там по отношению к ним вполне гуманно. Несмотря на все это, пророки возвестили об уничтожении именно Вавилона, а не Египта, и все слова их исполнились в точности. Это еще одно убедительное доказательство Б-жественного происхождения пророчеств, свидетельство тому, что замыслы Всевышнего велики и непостижимы.
ПРОРОЧЕСТВА О НАКАЗАНИИ ЕВРЕЕВ ЗА НАРУШЕНИЕ ИМИ ЗАПОВЕДЕЙ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ

ПРИЧИНЫ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ
Изгнание наступает за идолопоклонство, за разврат, за кровопролитие и за [нарушение закона о] седьмом годе.
Пиркей Авот, 5:9
Сказал Абайе: "Иерусалим был разрушен из-за нарушения субботы".
Талмуд, Шабат, 1196
ИДОЛОПОКЛОНСТВО
Когда пришла пора евреям перейти Иордан и войти в Эрец-Исраэль, повелел им Г-сподь истребить в этой стране идолопоклонство: уничтожить изображения языческих богов, разбить жертвенники, сжечь “священные” деревья, которым поклонялось местное население.
Вождь народа, ученик Моше-рабейну Йегошуа бин Нин, предложил народам, населявшим Эрец Исраэль, следующие условия: тот, кто желает покинуть страну добровольно, может это сделать беспрепятственно; тот, кто хочет остаться, обязан принять на себя исполнение семи заповедей сыновей Ноаха, данных Всевышним всему человечеству: не убивать; не грабить; не вступать в половые связи с близкими родственниками и замужней женщиной; не заниматься мужеложством и скотоложством; не есть мяса, отрезанного от животного, которое еще дышит; не служить идолам (Во многих случаях служение идолам было связано с принесением человеческих жертв. Ханаанеи (таково и собирательное название всех народов, живших в Эрец-Исраэль до прихода туда евреев) "для укрепления дома" замуровывали в его фундамент собственных первенцев или пленных врагов. Подобное варварство существует в мире и сегодня. Еще совсем недавно, например, в Бразилии "в честь богов" утопили в море восьмерых детей. В Индии поклонялись идолу, в честь которого следовало умерщвлять жертву путем удушения. Один из ревностных служителей этого идола сидел при англичанах в тюрьме — он удушил 900 человек и сожалел, что не довел эту цифру до тысячи. В той же Индии полагалось заживо сжигать жену умершего); не проклинать Имя Б-га; судить тех, кто нарушает все эти законы.
Принявшего эти семь заповедей (на иврите такого человека называли гер тошав) оставляли в стране, и евреи обязаны были ему помогать: “Если обеднеет твой брат и опустится его рука, то поддержи его – пришелец (То есть принявший иудаизм) ли он или поселенец (То есть гер тошав) – и пусть живет (рядом) с тобой” (Вайикра,. 25:35).
Тем же, кто не захочет уйти по своей воле, и не примет на себя исполнение семи заповедей детей Ноаха, и будет продолжать служить идолам, была объявлена война на уничтожение. Как сказано в Торе:
"... не оставляй в живых ни души" (Дварим, 20:16).
"Не заключай ни с ними, ни с их богами союза... Да не будут жить они в твоей стране, чтобы не ввели тебя в грех предо Мною; ибо если будешь служить их богам — это станет для тебя ловушкой" (Шмот, 23:32, 33).
"Ибо даже сыновей и дочерей своих они сжигают в огне — богам своим" (Дварим, 12:31).
"Если же вы не прогоните жителей той страны, то будут те, кого вы оставите... колючками в глазах ваших и занозами в ваших боках, и будут притеснять они вас в той стране, где вы поселитесь. И будет: как Я хотел сделать им ~ сделаю вам" (Бемидбар, 33:55, 56).
Согрешили наши праотцы, нарушили этот завет – оставили в Эрец Исраэль многих язычников, а потом и сами привыкли к их образу жизни, переняли их обычаи...
Впоследствии, когда Израиль разделился на два государства, Яровам — первый царь десяти колен — стал отвращать народ от веры в единого Б-га: он опасался, что израильтяне станут, как им положено, трижды в году посещать Иерусалимский Храм — это вновь могло привести весь еврейский народ к объединению под властью Давида. Но и цари Иудеи Ахаз и Менаше строили жертвенники Ваалу, развращая народ, многие иерусалимские евреи не соблюдали законы Торы, царские министры брали взятки.,.
"Твои министры — отступники и пособники воров; все они любят взятки и гонятся за мздою; сироту не судят они [по справедливости], и тяжба вдовы не доходит до них" (Йешаягу, 1:23).
"Как развратен стал город верный! Исполнен был правосудия, ночевала в нем справедливость, а теперь [живут в нем] убийцы" (ЙешаяТу,1:2
В молитве "Шма", которую религиозный еврей читает дважды в день. говорится: "Берегите ваши сердца от соблазна, чтобы не развратились вы и не стали служить другим богам и поклоняться им, [иначе] разгневается на вас Г-сподь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не принесет своих плодов, И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Г-сподь дает вам…” (Дварим, 11:16,17). Сказано абсолютно ясно: если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, засуха, наступят голодные годы. В результате — не хватит вам сил, чтобы защитить себя от захватчиков, и "исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли". Так и случилось дважды: в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз — римляне.
Любопытно следующее: веавадэтэм (через букву “аин”) означает на иврите "станете служить", а “веавадтем” (через букву “алеф”) - "исчезнете". Оба слова произносятся почти одинаково, что весьма символично: если станете служить идолам — исчезнете...
Возникает вопрос: почему именно евреев наказывает Всевышний смертью, изгнанием; почему именно их карает так жестоко? Разве остальные племена менее грешны? Тора дает на это простой ответ: израильтяне призваны быть народом святым, несущим всему человечеству веру в единого Б-га, правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль Своей армией: "И выведу войска Мои, Мой народ из Египта..." (Шмот, 7:4), "В тот самый день вышли все войска Б-га из страны Египет" (Шмот, 12:41). А уж если написано тебе на роду быть солдатом — служи как положено, чувствуй свою ответственность; днем и ночью, в жару и в метель — если услышишь приказ, не говори: "Я устал, я замерз, я боюсь", отвечай одно: “Будет исполнено!” Таким должен быть, по замыслу Всевышнего, каждый еврей. И точно так же, как наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, наказывает Г-сподь Свой народ.
Вот что сказал пророк Амос, обращаясь от имени Б-га к евреям: "Только вас Я полюбил из всех земных племен, поэтому и взыщу с вас за все ваши грехи" (Амос, 3:2). Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы; но наказание смывает с них грех, потомство Израиля существует вечно. А все остальные племена приходят в этот мир и уходят; они смертны, как смертен и любой человек. Когда переполняется чаша грехов — народ исчезает; так сгинули с лица земли жители Сдома, вавилоняне и многие другие.
Трижды клялись евреи быть верными Б-гу — и за самих себя, и за все их грядущие поколения: у горы Синай, где был заключен союз со Всевышним; перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец-Исраэль; в стране Израиля — в Шхеме, между горами Гризим и Эйваль. Исполняют евреи свою клятву — посылает им Г-сподь Свое благословение, нарушают — строго карает их: “А если. скажут: "За что Г-сподь, Б-г наш сделал нам все это?" — ответишь им: "За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете прислуживать чужим в стране не вашей” (Ирмеягу, 5:19).
И все же не похожа наша судьба на участь других народов: хоть и крепко наказывает нас Творец, но – не истребляет: “… и накажу тебя по суду (Своему), но уничтожить – не уничтожу тебя” – снова вспоминаем мы слова пророка Ирмеягу.
РАЗВРАТ
После перечисления законов о запретных половых связях: мужеложстве, скотоложстве, сожительстве с близкими родственниками, с чужими женами, с собственной женой с момента начала у нее менструации и до очищения женщины в микве – в Торе сказано: “Не оскверняйтесь всем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которые Я изгоняю пред вами. И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас”. (Вайикра, 18:24,25,28).
Раши (р. Шломо Ицхаки, 1040-1105), выдающийся комментатор Торы, говорил об Эрец Исраэль, святой земле, предназначенной для святого народа, что лона подобна царевичу, не привыкшему к плохой пище: от несвежей еды его начинает тошнить. Эта страна не терпит развратных жителей, поступающих вопреки воле Всевышнего.
Отчего, спрашивается, были уничтожены, стерты с лица земли Сдом и Амора и на месте, где стояли эти города, разлито Мертвое море, лишенное какой бы то ни было биологической жизни? Оттого, что жители этих мест были большими грешниками. Основным их грехом было жестокое обращение с путниками, проходившими через город: запрещалось давать им ночлег, кормить их и поить; горожанин, нарушивший этот запрет, считался преступником. В числе иных пороков, свойственных этому народу, был и самый отвратительный разврат. Известно, однако, что подобные грехи были характерны и для многих других племен. Почему же лишь эти города были сокрушены Б-жьей яростью?
Говорит по этому поводу другой наш великий ученый, Толковавший Тору, Рамбан (раби Моше бен Нахман, 1194-1270): “Знай,. Что наказание постигло Сдом из-за особой роли Эрец-Исраэль (в мире): эта страна не терпит гадких людей, их она и изрыгнула – грешных пред Б-гом и людьми. Всевышнему было угодно, чтобы те места, (где находились эти города), служили напоминанием евреям – будущим жителям Эрец-Исраэль: если они согрешат, то станет земля Израиля такой, как будто засыпало ее серой и солью, будто вся она сожжена подобно Сдому и Аморе… которые поверг Г-сподь в гневе Своем. И в других краях есть народы плохие и грешные, на с ними Б-г не поступил так, как с жителями Сдома”. На эту же тему Рамбан говорит и в другом месте: “Были народы не менее развратные, чем ханаанеи, но их земля не изрыгнула, в отличие от тех, кто жил в Эрец-Исраэль”.
А рав Саадья-гаон (882-942) в книге “Сефер гаэмунот вегадеот” объясняет, что всякое доброе дело и любой грех меряются в соответствии с временем и местом их совершения: если ли кто свинину в обычный день или в Йом-Кипур, дома ли, в синагоге или у Стены плача.
Все эти высказывания сводятся к одному: каждый поступок, хороший или дурной, совершенный в Эрец-Исраэль, оценивается Всевышним по особо строгим меркам – особенно в том случае, когда речь идет о евреях.
Приходится признать, что общение с ханаанеями не пошло евреям на пользу и в том, что касалось отношений между полами.
“…Страна полна прелюбодеев…” – сокрушался пророк Ирмеягу, обличая грехи своего народа (23:10).
“… Разврат творили среди тебя… Наготу отца у тебя обнажали, нечистую ниду (нида – женщина в период от начала менструации и до погружения в микву – бассейн для ритуального очищения) бесчестили... Иной с женой ближнего своего творил гнусность, иной осквернял развратом свою невестку, а иной сестру свою, дочь отца своего, бесчестил…” (Йехезкель, 22:9-11).
Дорого заплатили евреи за грехи тех, кто решил жить не по законам Торы, а по велению собственных животных инстинктов: изгнанием всего народа из Эрец-Исраэль…
.......................................................................
Всю книгу можно скачать на сайте http://rav.ru/new/ravs/zilberi.html
 
,
счетчик посетителей сайта
webcam girls yahoosingles